Датчик детонации: за что отвечает, для чего нужен
Поломка датчика детонации: как снять и заменить
Как проверить датчик детонации
Опасность детонации заключается в возрастании скорости сгорания газовой смеси свыше 2000 м/с. Это приводит к увеличению ударной нагрузки на двигатель в целом, поршни, цилиндры и головку блока в частности. Для контроля этого показателя в современных машинах устанавливаются датчики детонации. Это устройство предназначено для определения уровня давления на стенки цилиндров, а при превышении допустимых показателей подачи сигнала неисправности. Датчик детонации устанавливается на блок цилиндров ДВС, его корректная работа обеспечивает экономичный расход топлива, достижение и поддержание номинальной мощности, снижение степени износа деталей и предотвращение аварийных ситуаций.
В правильно настроенном, исправном двигателе бензин в цилиндре возгорается одновременно по всему объему. Давление возрастает постепенно, движение происходит без рывков, а шум ровный без резких всплесков. При детонации происходит взрыв части топливной смеси вследствие резкого всплеска давления, возникающего при горении, идущего по направлению от свечи. То есть, одна часть горючего сгорает, а другая взрывается. Это явление сопровождается частым громким стуком, различимым на фоне остальных звуков.
Детонация вызывает такие негативные последствия, как перегрев кривошипно-шатунного механизма, ускоренный износ подвижных частей и механизмов двигателя с последующим его выходом из строя.
Когда возникает совокупность этих факторов, детонация становится практически неизбежной.
Сам датчик отличается довольно простым устройством и одновременно прочностью. Принцип его работы основан на принципе возникновения электрического тока при сжимании пластины, состоящей из разных материалов. Пьезоэлектрическая пластина выдает напряжение, величина которого прямо пропорциональна уровню вибрации мотора. В старых машинах показания поступают на датчик, а соответствующее решение уже принимать владельцу авто. В современных транспортных средствах информация от датчика детонации отправляется в бортовой компьютер. При возникновении детонации электронная система управления подает соответствующие сигналы на исполнительные органы. Производится регулировка угла опережения зажигания до тех пор, пока уровень вибрации не войдет в должные параметры.
Прием и передача показаний относительно уровня вибрации двигателя производится непрерывно с момента его запуска. При исправном блоке управления изменения в работу двигателя вносятся практически мгновенно. Следует учитывать, что даже при превышении критического уровня детонации двигатель не останавливается и обороты не снижаются.
Датчик детонации имеет свой ресурс, сломаться он может от физического износа или механического повреждения. Иногда причиной неисправности становится фабричный брак. Если устройство выходит из строя, то это ни в коей мере не сказывается на работе двигателя. На панели управления загорается соответствующий символ, предупреждающий водителя о возникшей проблеме.
Может показаться, что если поломка датчика никак не сказывается на процессе езды, то он, по большому счету и не нужен. На самом деле он позволяет вовремя внести необходимые коррективы в работу двигателя, избежав тем самым довольно существенных неприятностей.
На автомобилях ранних годов выпуска, когда еще не было ЭБУ, зажигание регулировалось вручную путем поворачивания прерывателя-распределителя. Так можно было выставить оптимальные настройки в зависимости от октанового числа топлива. Это было необходимо, так как на заправочных станциях оно было все время разное. В машинах нового поколения такая опция отсутствует, настройка зажигания проводится электроникой на основе обработки показаний, получаемого от датчика детонации. То есть, при его поломке информация не пройдет, а соответственно не будет отрегулировано зажигание.
Неработающий датчик особого влияния на процесс езды не окажет. Обосновано это заложенной в ЭБУ программой. При такой ситуации он выдает команду на установку более позднего зажигания, независимо от типа топлива и прочих сопутствующих факторов. В результате возрастает расход топлива, а динамика авто, наоборот снижается.
~ARTICLE_1372584~
Как правила, особенности, связанные с заменой датчика детонации, заключаются в отличиях моторов автомобилей:
Так, на V-образных двигателях конструкционно доступ в глубину свечного колодца намного сложнее, поэтому нужно будет воспользоваться удлинителем.
Конструкция некоторых моторов предусматривает установку датчика детонации не на прямую в головке блока, а в переходнике.
Нужно всегда обращать внимание на типоразмер датчика детонации и установочное гнездо на корпусе блока двигателя.
У каждого автомобиля может быть по-разному предусмотрено расположение и схема присоединения проводов датчика.
Про поломку датчика сигнализирует индикатор на панели управления. Он может гореть постоянно или периодически, в те периоды, когда возрастает нагрузка на силовую установку.
О том, что датчик детонации неисправен, свидетельствуют такие явления:
уменьшение мощности мотора, особенно при пиковых нагрузках;
некачественная динамика, особо проявляющаяся и заметная при разгоне;
повышенное, в сравнении со стандартными условиями потребление топлива;
копоть и брызги несгоревшего бензина из выхлопной трубы.
Разобраться в ситуации можно с помощью сканера, но далеко не все владельцы авто имеют такое устройство. Ехать в автосервис — тоже не всегда подходящий вариант. Выходом станет цифровой мультиметр. Достаточно изучить техническую документацию на авто и найти рабочее сопротивление датчика детонации. Затем провести замеры и сравнить показатели. Разница свидетельствует о том, что требуется замена.
Еще одним способом проверки работоспособности датчика детонации является выявление его реакции на ударное воздействие. Датчик следует открутить от двигателя, подсоединить к его контактам мультиметр, после чего несильно постучать зажатым в ладони устройством по твердой поверхности. Исправный датчик выдает при этом напряжение в пределах 30-40 мВ. Если измерительный прибор не реагирует на удары, то это признак поломки. Процесс замены не представляет собой особой сложности. Любой человек способен провести ее самостоятельно.
В магазине запчастей ShopAvtoZap вы можете подобрать оригинальные и аналоговые запчасти для вашего автомобиля. В ассортименте магазина большой выбор деталей и компонентов двигателя, а также электрооборудования для машины: датчики детонации, датчики ABS, коленчатые валы, масляные насосы, выключатель и датчик на двигателе