Автомобили состоят из множества узлов и агрегатов, которые выполняют самые разнообразные функции. Причем, есть такие устройства, работа которых никак не сказывается на ходовых характеристиках или внешнем виде техники.К таким конструкциям относятся катализаторы. Их не видно, они не увеличивают мощность и не ускоряют транспортное средство, стоят довольно дорого. Но, без них никак, и этому есть весомые причины. О том, что такое катализатор, его устройство и возможные проблемы с эксплуатацией, будет рассказано дальше.
В статье вы узнаете:
Что такое катализатор и для чего он нужен
Какие проблемы с катализатором бывают
Сколько стоит сдать катализатор?
Полное название устройства звучит как «каталитический нейтрализатор выхлопных газов». Из этого несложно догадаться, что представляет собой оно довольно сложный фильтр, задачей которого является поглощение вредных для окружающей среды продуктов сгорания топлива в ДВС и доведение их до безопасного состояния. Данное внедрение явилось следствием мировой практики борьбы за сокращение количества токсичных выбросов в атмосферу в глобальном плане и чистоты воздуха в населенных пунктов в частности.
Что касается деталей, то катализатор, который устанавливается в глушителе силовой установки, должен задерживать такие составляющие выхлопа:
угарный газ CO;
оксид азота NOx;
углеводороды CH.
Столь широкая функциональность обусловлена строением и технологией изготовления системы нейтрализатора. Он имеет довольно сложную конструкцию и композиционное внутреннее напыление, где каждый элемент рассчитан на реакцию с определенным веществом.
Наличие катализатора является обязательным условием как для схода авто с конвейера и поступления в продажу, так и для прохождения техосмотра. И в том и в другом случае, важно не только наличие оборудования, но и его работоспособность.
~ARTICLE_1372594~
Изделие представляет собой отдельный блок, который после изготовления герметично запрессовывается в выхлопной трубе. По внутреннему строению катализатор представляет собой систему металлических мембран с сотовой структурой. Поверхности таких сеток покрыты тонкими слоями драгоценных металлов — платины, золота, палладия.
Принцип работы вставки заключается в активизации химической реакции окисления проходящих через фильтр выхлопов от взаимодействия с металлами. При контакте с горячими газами происходит нагрев катализатора и увеличение его эффективности. В результате токсичность продуктов сгорания снижается до минимума.
Сегодня действуют дополнительные требования в отношении двигателей, перерабатывающих дизель и обедненные топливные смеси. Для них обязательны установки камер очистки с водным раствором мочевины и сажевых фильтров, задерживающих твердые частицы.
Для повышения эффективности и качества очистки выхлопа катализаторы обычно ставят на каждую трубу. Поскольку максимальная продуктивность устройства напрямую зависит от температуры, то его располагают сразу после коллектора. То есть, в современных моделях авто нейтрализаторы находятся между мотором и передними сиденьями, а в усовершенствованных старых — под днищем, на небольшом расстоянии от глушителя, там, где удобнее выполнять работу по модернизации системы выхлопа.
В теории нейтрализаторы должны работать автономно, независимо от исправности и качества настройки силовой установки авто. Однако, на практике прослеживается такая зависимость. Так, на ресурс и работоспособность устройства непосредственное воздействие оказывают такие факторы, как качество топлива, полнота его сгорания, исправность и точность регулировки двигателя.
Наиболее распространенные причины выхода катализатора из строя следующие:
В современной технике параметры работы мотора контролируются и настраиваются электроникой. Но, даже самые совершенные настройки не способны компенсировать загрязнения в выхлопах при заправке некачественным горючим или критическом износе поршневой группы.
Также, существует и такой фактор, как выработка нейтрализатором своего ресурса, то есть — износ. Металл на сотах постепенно выгорает, а соты засоряются механическими частицами и маслами. Рано или поздно катализатор менять придется, и лучше сделать это не дожидаясь наступления критической точки.
В силу особенностей своей конструкции катализаторы не оснащаются никакими датчиками. Некоторая часть авто оснащается анализаторами загрязненности выхлопа, но это далеко не общее правило. Как правило, выявить проблемы с нейтрализатором можно только на СТО, где есть соответствующее оборудование. Специалисты определят и степень загрязнения устройства, и его производительность, и работоспособность.
Признаки, которые указывают владельцу авто на проблему с катализатором, следующие:
Если слишком долго оттягивать ремонт катализатора, то проблемы могут распространиться и на силовую установку, что повлияет на объем и стоимость услуг СТО.
Сам факт присутствия этого устройства является поводом для сомнений и дискуссий. Если закрыть глаза на вопрос чистоты окружающей среды, найти место, где можно пройти техосмотр без катализатора, то остается масса вопросов. Решение удалить катализатор выглядит привлекательно, такое радикальное вмешательство предлагает множество автосервисов.
В пользу такого варианта есть весомые аргументы:
Но, если на первый взгляд такой подход кажется простым и выгодным, по факту оно чревато множеством сложностей.
Так, владельцу авто придется столкнуться с такими минусами удаления катализатора:
В качестве решения можно использовать вариант с универсальным нейтрализатором. Это устройства, изготовленные из бюджетных материалов, относительно недорогие, но удовлетворяющие нормам чистоты выхлопа для прохождения ТО. Но, и тут не все так просто. Под каждый автомобиль придется делать переходники, подгонять по размерам, а это тоже расходы, иногда близкие к монтажу нового изделия. Тем не менее, большинство указанных выше проблем универсальные устройства все же решают.
Как уже было сказано, очистка токсичных выхлопов достигается участием в процессе драгоценных металлов. Именно поэтому нейтрализаторы и стоят так дорого. Так что причина хищения путем грубого механического вырезания кусков выхлопной системы вполне понятна. Во многих странах, в том числе и с высоким уровнем жизни, такая преступная деятельность является доходным бизнесом.
Стоимость напыляемых в соты драгоценных металлов в нашей стране составляет:
Исходя из этого, можно сделать для самого себя ряд выводов:
Следует учитывать, что современные машины представляют собой сложный механизм, в котором все взаимосвязано. Не стоит расстраивать его слаженную работу сомнительной экономией на одной детали.
Катализатор является частью выхлопной системы. Служит для снижения уровня токсичности продуктов сгорания моторного топлива.
Конструктивно представляет собой цилиндр, внутри которого расположено множество сеток с нанесенными на стенки драгоценными металлами, активирующими процесс окисления газов.
Некоторые типы техники дополняются сажевыми фильтрами и камерами распыления раствора мочевины для очистки сильно загрязненных выхлопов.
Нейтрализатор может быть один или несколько. Как правило, ставят их максимально близко к коллектору, где более высокая температура, необходимая для реакции окисления.
Срок службы катализаторов составляет до 10 лет или 200 000 км пробега. Эти показатели снижаются при низком качестве топлива и плохой настройке силовой установки.
О состоянии изделия, а именно о качестве очистки, информация в бортовой компьютер поступает через датчики. На эти сведения нужно обращать внимание и не оттягивать с решением проблемы.
Катализатор невозможно просто заменить куском трубы. В любом случае придется заниматься настройкой электроники и применять различные набивки для снижения температуры и давления.
Нейтрализаторы стоят дорого, именно поэтому эти устройства очень часто воруют.В магазине запчастей Shop AvtoZap представлен большой ассортимент запчастей выхлопной системы автомобиля. У нас вы найдете качественные и недорогие запчасти системы выпуска для разных моделей и марок автомобилей: глушители, выпускной коллектор, сажевый фильтр, нейтрализаторы, бак восстановителя и прочие детали.